Имам аль-Багъауи

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Имам аль-Багъауи

Сообщение abu Zarr » 27 апр 2015, 22:50


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Краткая биография великого учёного
Имама Мухий ас-Сунна аль-Багъауи


Его имя:
Имам, аль-Хафиз(1), факъых(2), муджтахид(3), Мухий ас-Сунна абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Мас’уд ибн Мухаммад аль-Фарраи(4) аль-Багъауи аш-Шафи’ий.

Его именования:
«Мухий ас-Сунна» (Возрождающий Сунну), «Рукнуддин» (Столп Религии или её опора).
Этот великий ученый Ислама, был знатоком Книги Аллаха и Сунны Его Пророка ﷺ, был тем, кто потратил свою жизнь ради распространения полезного знания содержащегося в этих источниках, обучал ему, составлял труды и писал книги в этой области.

Место и дата его рождения:
«Аль-Багъауи» – это имя взято от города Багъ, откуда была родом семья Имама. Этот город находился на земле Хурасана, (на севере-востоке нынешнего Ирана).
Что касается даты рождения Имама, то в этом есть разногласие среди историков. Йакут аль-Хамауий сказал: «Он (аль-Багъауи) родился в 433 г.х.»(5), аз-Заркяли упомянул годом рождения Имама – 436 по хиджре.(6)

Его учителя (шейхи):
Имам аль-Багъауи изучал многие науки, из них тафсир (толкование Корана), хадис, фикъх и т.д., и мы упомянем имена некоторых его учителей:
1 – Факъых мазхаба аш-Шафи’и аль-Къадый Хусейн ибн Мухаммад аль-Маруазий, факыйх Хурасана, автор книги «ат-Та’лийкъа», умер в 462 г.х.
2 - Шейх ‘абдуль-Уахид ибн Ахмад ибн абиль-Къасим аль-Мулейхий, аль-Харауи, передатчик сборника «Сахих» от ан-Ну’еймий, праведник, умер в 463 г.х. Имам аль-Багъауи большинство хадисов передавал именно через этого своего шейха.
3 – Факъых, известный как «Шейх Хиджаза», абу аль-Хасан ‘Али ибн Юсуф аль-Джуэйни, умер в 463 г.х.
4 – Шейх абу ‘Али Хассан ибн Са’ид аль-Муний’и, был наместником в Мару ар-Руз(7). Он очень много сделал для развития всего Хурасана, основал Университет аль-Муний’и, и был из числа тех, кто расходовал средства одевая по тысяче бедняков за год. Умер в 463 г.х.
5 – Шейх абу Бакр Мухаммад ибн ‘абдуСсамад ат-Турабий аль-Маруазий, ученый, мухаддис Хурасана, умер в Рамадан, 463 г.х., в возрасте 96 лет.
6 – Шейх абу аль-Къасим ‘абдуль-Карим ан-Найсабури аль-Кушейрий аль-Хурасаний, имам, аскет, ученый мазхаба аш-Шафи’и, автор многих работ, умер в 465 г.х.
7 – Шейх абу Бакр Йа’куб ибн Ахмад ас-Сайрафий ан-Найсабури, мухаддис, надежный передатчик, умер в 466 г.х.
8 – Шейх абу Салих Ахмад ибн ‘абдиль-Малик ибн ‘Али ибн Ахмад ибн ‘абдиСсамад ибн Бакр ан-Найсабури ас-Суфий, муаззин, имам, аль-Хафиз, аскет, мухаддис Хурасана, автор книги «Тарих Маруи», умер в 470 г.х.
9 – Муфтий Найсабура, шейх абу Тураб ‘абдуль-Бакъый ибн Юсуф ибн ‘Али ибн Салих ибн ‘абдиль-Малик ибн Харун аль-Мурагъий ан-Нарийзи аш-Шафи’ий, имам, факъых, умер в 492 г.х.
10 – Шейх абу аль-Хасан ‘абдуРрахман ибн Мухаммад ибн Музаффар ибн Мухаммад ибн Дауд ибн Ахмад ибн Му’аз ад-Дауудий аль-Бушанджий, имам, ученый Хурасана, передатчик сборника«Сахих», умер в 467 г.х.
11 – Шейх ‘Умар ибн ‘абдиль-‘Азиз аль-Фашаний, имам, факъых.
12 – Шейх абу аль-Хасан Мухаммад ибн Мухаммад аш-Шийразий.
13 – Шейх абу Джа’фар Мухаммад ибн ‘абдиЛлях ибн Мухаммад ат-Тусий.
14 – Шейх абу Мухаммад ‘абдуЛлах ибн ‘абдиСсамад ибн Ахмад ибн Муса аль-Джузанджий.
15 – Шейх абу ‘абдиЛлях Мухаммад ибн аль-Фадл ибн Джа’фар аль-Харакъый, который был одним из известных чтецов Маруи.

Его ученики:
Имам аль-Багъауи обладал обширными знаниями во многих науках, так же имел почет и уважение в научной среде того времени, поэтому многие требующие знания устремились к этому ученому дабы перенять от него.
Из наиболее известных учеников Имама:
1 – Шейх абу Мансур Мухаммад ибн Ас’ад ибн Мухаммад аль-‘Аттарий(8), был из тех, кто передал от шейха такие книги как «Шарх ас-Сунна» и «Ма’алим ат-Танзиль», умер в 571 г.х.
2 – Шейх, мухаддис, искусный наставник абу аль-Фатух Мухаммад ибн аби Джа’фар Мухаммад ибн ‘Али ибн Мухаммад ат-Таъий аль-Хамаданий, автор книги «аль-Арба’ин фи иршад ас-Саирийн иля маназиль аль-Йакъыйн», умер в 555 г.х.
3 – Шейх абу аль-Мукярам ФадлюЛлах ибн аль-Мухаддис аль-‘Алим аби Са’ид Мухаммад ибн Ахмад ан-Нукъаний аш-Шафи’ий, был последним, кто передавал от Имама аль-Багъауи имея разрешение (иджазу), умер в 600 г.х.
4 – Шейх аль-Хасан ибн Мас’уд аль-Багъауи абу ‘Али, брат Имама аль-Багъауи, обучался у него знания религии, фикъха.
5 – Шейх ‘абдуРрахман ибн ‘абдиЛлях ибн ‘абдиРрахман ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад аль-Лейсий, имам, богобоязненный, Хафиз мазхаба аш-Шафи’ий.
6 – Шейх Мусаир ибн Фазкух абу Мукатиль ад-Дайлямий аль-Йаздий, по прозвищу «’Имадуд-Дин» (Опора Религии), один из больших учеников Имама, умер в 456 г.х.
7 – Шейх Мухаммад ибн аль-Хусейн аз-Загъулий, умер в 559 г.х.
8 – Шейх ‘абдуРрахман ибн ‘Али ибн аби аль-’Аббас ан-Ну’эймий, умер в 542 г.х.

Его вероубеждение и путь:
Имам аль-Багъауи был одним из числа больших ученых следующих пути праведных предшественников (саляф салих), которые не выходили за рамки Корана и Сунны в вопросах вероубеждения, в частности того что касается Имен Аллаха и Его качеств.
Подтверждением этому могут служить слова самого Имама в отношении хадиса о предопределении, в котором упоминались Пальцы Аллаха, и что Он переворачивает сердца Своих созданий как пожелает, и они (эти сердца) между Его пальцами.
Говорит шейх, Имам в «Шарх ас-Сунна», стр. 168: «Пальцы, упомянутые в хадисе, являются качествами из качеств Аллаха, Велик Он и Могуществен. И так же все что приходит в Коране и Сунне из них (из качеств) такие как: ан-Нафс (душа), аль-Уаджх (Лик), аль-‘Айн (Глаз), аль-Йад (Рука), ар-Риджль (Нога), аль-Итьян (прибытие Всевышнего в Судный День), так же как аль-Маджий, ан-Нузуль (опускание Аллаха) на первое небо, аль-Истиуа (возвышение) над Троном, ад-Дахик (смех), аль-Фарах (радость) …» и далее до стр. 170, после чего он сказал: «Это и подобное этому являются качествами Аллаха, (названия) которые воспринимаются слухом и обязательным является вера в них, принятие их такими как они пришли (в явном своем виде и смысле), отклоняя какое-либо истолковывание (таъуиль), сторонясь любого вида уподобления, веря в то, что Создатель Всевышний, нет Его качествам ничего подобного из качеств Его творений, так же как и нет ничего подобного Его сущности из сущностей сотворенных (Им). Сказал Всевышний:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ


"Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий" (9)
Таким было убеждение праведных предшественников (саляфов), ученых Сунны, которые принимали качества (сыфаты) Аллаха как они пришли (в Книге Аллаха и Сунне) и верили в них, сторонясь уподобления и искажения, а описание их оставляли на знание Аллаха».
Сказал ибн Шухба в «Табакат аш-Шафи’и», (1/310): «Он (аль-Багъауи) был религиозным, знающим (ученым), совершающим дела в соответствии со знанием, на пути саляфов».
Сказал абу аль-Хайр ‘Исамуддин Таш Кубра Задах(10), в «Мифтах ас-Са’ада», (2/102): «Он (Имам) был твёрдым в знании, худжа(11) , обладателем правильного убеждения в религии».

Его благие качества и похвала ученых:
Имам аль-Багъауи отличался благими нравами, за что и был прозван «Мухий ас-Сунна» (Возрождающий Сунны). Он был ученым с большой буквы, знатоком Книги Аллаха и Сунны Его пророка, был имамов мазхаба аш-Шафи’и, вместе с тем, что он не был фанатичным в вопросах фикъха и следовал доказательствам, рассматривал все стороны, изучал слова ученых.
Вся его жизнь была защитой Корана и Сунны, призывом к откровению Господа.
Сказал аль-Хафиз аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-Нубаля»: «Аль-Багъауи называли Мухий ас-Сунна, Рукнуддин, он был господином, имамом, ученым ученых, аскетом, довольствующийся (в этом мире) малым».
Сказал имам ас-Суютый в «Табакат аль-Хуффаз»: «Ему (Аллах) дал благодать в написание и составление книг и работ, так как он имел благие намерения, и был он из ученых воспитывающих (раббаниюн), усердно поклоняющимся Аллаху, довольствующимся (в этом мире) малым».
Так же ас-Суютый в «Табакат аль-Муфассириин» говорил: «Он был имамом в тафсире (толкование Корана), имамом в Хадисе, имамом в фикхе».
Говорил ибн Касир в «аль-Бидая уа ан-Нихая»: «Он был большим ученым своего времени, был набожным и религиозным, был аскетом, усердно поклоняющимся Аллаху, праведником».

Сказал ибн Халликан в «Уифаят аль-А’йан»: «(Аль-Багъауи) был факъыхом, ученым мазхаба аш-Шафи’и, мухаддисом, муфассиром (толкователем Корана), он был морем в знании».

Его труды:
Имам аль-Багъауи, рахимаху-Ллах оставил великие, полезные труды в разных науках, таких как тафсир, хадис, фикъх, которые приносили и приносят пользу тем, кто желает изучать религию, разобраться в том наследии, которое оставил посланник Аллаха ﷺ. Язык его трудов прост для восприятия, полон доводов из Корана и Сунны, основан на понимание сподвижников и тех, кто последовал за ними из числа праведных предшественников (саляфов).
Вот некоторые из известных его трудов:
1 – Книга «ат-Тахзийб» по фикъху имама аш-Шафи’ий, эта книга из 4-х больших томов, к которой возвращаются изучающие этот мазхаб. Имам ан-Науауи использовал из нее много в написании своей книги «Раудату ат-Талибиин».
2 – Книга «Ма’алим ат-Танзиль», известная как «Тафсир аль-Багъауи», состоит эта книга из 4-х томов (иногда печатается в 1-ом). Книга наполнена хадисами, асарами (преданиями) саляфов, о чем мы упоминали выше.
3 – Книга «Шарх ас-Сунна» о вероубеждении праведных предшественников (саляфов), которая затрагивает важные вопросы религии, вопросы веры. Эта книга не выходит за рамки Корана и Сунны, в ней приводятся хадисы, разъяснения к ним, слова сподвижников и имамов этой религии.
4 – Книга «Масабих ас-Сунна» - это сборник хадисов, которые Имам привел без иснадов, опираясь на то, что имамы этого знания приводили их. Это известная книга, в ней Имам разделил хадисы, указав на степени их достоверности. Многие ученые читали эту книгу своим ученикам, преподавая ее, извлекая уроки и пользы.
Из тех, кто изучил этот труд, и дополнил его, был шейх абу ‘абдиЛлях Мухаммад аль-Хатыйб, который разделил её по главам, дал им названия, упомянул перед каждым хадисом сподвижника, передающего его от Посланника Аллаха ﷺ, так же указал место сборника, из которого он был взят.
Из последних ученых науки хадиса, который проверил этот сборник, был шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани, рахимаху Ллах.
5 – Книга «Ануар фи шамаили ан-Набии аль-Мухтар».
6 – Книга «аль-Джам’ бейна ас-Сахихайн».
7 – Книга «аль-Арба’ийн хадисан».
8 – Книга «Маджму’ мин аль-Фатауа» - это сборник фетв, которые были собраны Имамом на основании ответов его шейха, имама абу ‘Али аль-Хусейн ибн Мухаммад аль-Маруазий, копия этой книги есть в библиотеке «аз-Захирия» в Дамаске, да сохранит Аллах этот город и мусульман Сирии от всякого зла!

Дата его смерти:
Имам, рахимаху Ллах, умер в городе Мару ар-Руз, в местности Хурасана, в месяц Шаууаль, 516 г.х. Он был похоронен рядом со своим шейхом аль-Къадый Хусейн, прожил Имам 70 с лишним лет.

Да окажет Аллах ему Свою милость, одарит его прощением и введет в Сады Райские, и да убережет наших ученых от любого зла, продлит их жизнь, и даст благодать их знанию!


Собрал и перевёл Марат абу Зарр
4-го числа месяца Зуль Ка’да, 1434 г.х.
(10 сентября 2013 г.)
_______________________________________________________________


(1) - Аль-Хафиз – человек, который много знает наизусть, знаток Хадисов пророка ﷺ.
(2) - Факъых – знаток фикъха, Исламского права.
(3) - Муджтахид – ученый, достигший высокого уровня, степень которого позволяет самому выводить законоположения в религии, опираясь на контекст Писания.
(4) - Аль-Фарраи – это имя было согласно тому, чем он занимался, или занималась его семья, а именно отделка и продажа мехов.
(5) - См.: «Му’джам аль-Бульдан».
(6) - См.: «аль-А‘лям».
(7) - Этот город находился на востоке Хурасана, рядом с городом Хират.
(8) - В «Шузурат аз-Захаб» его имя написано как аль-‘Аттаридий, но правильно то, что приведено выше.
(9) - Сура «аш-Шура», 11.
(10) - Шейх Ахмад ибн Мустафа ибн Халиль абу аль-Хайр ‘Исамуддин Таш Кубра Задах, родился в 901 г.х. в городе Руса (на севере нынешней Болгарии), затем жил в Анкаре, был судьей в Стамбуле. Требовал знания у многих шейхов, среди которых был Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни. Умер в 968 г.х.
(11) - Худжа – это слово используют в отношение мухаддиса, который знал наизусть, с иснадом (цепью передатчиков), более 300 000 хадисов. Так же этим словом описывают тех ученых, которые были как опора в знании своего времени, к которым возвращались в сложных ситуациях, которые были доводом против тех, кто отклонился от прямого пути.

alveo

Вернуться в «ОБ УЧЁНЫХ и САЛЯФИТСКИХ ШЕЙХАХ»