Сплетня (гъыйба) - запретное и дозволенное
Добавлено: 28 дек 2019, 19:52
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Сплетня (гъыйба) - запретное и дозволенное
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллаха), в своём послание "Относительно некоторых больших грехов", говорил: "Сплетни (гъыйба) – это упоминание тобой в твоём брате того, что доставит ему неприятность, если он узнает об этом. Не важно, будет это упоминание его недостатка физиологического, или же в родословной, или же в его нравах, в его делах или словах, в его религии или же мирской жизни. Даже если это будет в его одеянии, его жилище или верховом животном!
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ спросил (своих сподвижников): أَتَدْرُونَ مَا الغِيْبَةُ؟ قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ، قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدْ اِغْتَبْتَهُ. وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ، فَقَدْ بَهَتَّهُ «Знаете ли вы, что такое «сплетня»?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он (ﷺ) сказал: «Упоминание тобой в твоём брате того, что не нравится ему». Тогда его спросили: «А что ты скажешь, если то, что я упомяну в своём брате, действительно будет в нём?» Тогда он (ﷺ) ответил: «Если будет в нём то, что ты упомянешь, тогда ты посплетничал относительно него! А если в нём этого не будет, тогда ты оклеветал его!» (Хадис приводит имам Муслим, 2589).
Сплетни являются запрещенными, по какой бы причине они не происходили. Неважно, будут эти сплетни для усмирения гнева (эмоций) или же в угоду собеседникам, для поддержки разговора или же с целью приукрасить (себя), из-за зависти, ради забавы, ради времяпрепровождения или же для того, чтобы развеселить других, упоминая недостатки третьих – они (эти сплетни) будут запрещёнными!
Ведь Всевышний Аллах запретил Своим рабам сплетничать и предостерёг их от этого, сказав: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не выслеживайте друг друга и не злословьте за спиной друг друга (не сплетничайте). Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь это же вызывает у вас отвращение! Бойтесь же Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милостивый» (сура «аль-Худжурат», 12). От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: كُلُّ المُسْلِمِ عَلَى المُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ «Каждый мусульманин является неприкосновенным для другого мусульманина, (неприкосновенными являются) его кровь, его имущество и его честь». (Хадис приводит имам Муслим, 2564).
Также (Пророк) ﷺ в своей проповеди, во время прощального Хаджа, говорил: إِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا، فِي شَهْرِكُمْ هَذَا، فِي بَلَدِكُمْ هَذَا... أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ!؟ «Поистине кровь ваша, ваше имущество и ваша честь являются запретными вам, подобно запрету этого вашего дня, в этот месяц и в этом городе!(1) … Разве я не довёл это (до вас)?!» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 1739 и имам Муслим, 1679).
Также от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: مِنْ أَرْبَى الرِّبَا اِسْتِطَالَةُ المَرْءِ فِي عِرْضِ أَخِيهِ «Из самых скверных видов ростовщичества является произвол и бесчинство человека по отношению к чести своего брата (мусульманина)». (Хадис приводит Абу Дауд, 4876. Шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) назвал его «сахих ли гъайрихи» - то есть: достоверным по причине других версий, подкрепляющих его, см.: «Сахих ат-таргъиб», 2832).
И достоверных хадисов от Посланника Аллаха ﷺ относительно запрета сплетен и порицания этого деяния, предостережения от него, очень много...."
__________________________ (1) - «Подобно запрету этого вашего дня» - то есть Дня Жертвоприношения, «в этот месяц» - то есть, в запретный месяц зуль-Хиджа, «и в этом городе» - то есть в Заповедной Мекке.
Сплетня (гъыйба) - запретное и дозволенное
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллаха), в своём послание "Относительно некоторых больших грехов", говорил: "Сплетни (гъыйба) – это упоминание тобой в твоём брате того, что доставит ему неприятность, если он узнает об этом. Не важно, будет это упоминание его недостатка физиологического, или же в родословной, или же в его нравах, в его делах или словах, в его религии или же мирской жизни. Даже если это будет в его одеянии, его жилище или верховом животном!
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ спросил (своих сподвижников): أَتَدْرُونَ مَا الغِيْبَةُ؟ قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ، قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدْ اِغْتَبْتَهُ. وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ، فَقَدْ بَهَتَّهُ «Знаете ли вы, что такое «сплетня»?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он (ﷺ) сказал: «Упоминание тобой в твоём брате того, что не нравится ему». Тогда его спросили: «А что ты скажешь, если то, что я упомяну в своём брате, действительно будет в нём?» Тогда он (ﷺ) ответил: «Если будет в нём то, что ты упомянешь, тогда ты посплетничал относительно него! А если в нём этого не будет, тогда ты оклеветал его!» (Хадис приводит имам Муслим, 2589).
Сплетни являются запрещенными, по какой бы причине они не происходили. Неважно, будут эти сплетни для усмирения гнева (эмоций) или же в угоду собеседникам, для поддержки разговора или же с целью приукрасить (себя), из-за зависти, ради забавы, ради времяпрепровождения или же для того, чтобы развеселить других, упоминая недостатки третьих – они (эти сплетни) будут запрещёнными!
Ведь Всевышний Аллах запретил Своим рабам сплетничать и предостерёг их от этого, сказав: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не выслеживайте друг друга и не злословьте за спиной друг друга (не сплетничайте). Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь это же вызывает у вас отвращение! Бойтесь же Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милостивый» (сура «аль-Худжурат», 12). От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: كُلُّ المُسْلِمِ عَلَى المُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ «Каждый мусульманин является неприкосновенным для другого мусульманина, (неприкосновенными являются) его кровь, его имущество и его честь». (Хадис приводит имам Муслим, 2564).
Также (Пророк) ﷺ в своей проповеди, во время прощального Хаджа, говорил: إِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا، فِي شَهْرِكُمْ هَذَا، فِي بَلَدِكُمْ هَذَا... أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ!؟ «Поистине кровь ваша, ваше имущество и ваша честь являются запретными вам, подобно запрету этого вашего дня, в этот месяц и в этом городе!(1) … Разве я не довёл это (до вас)?!» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 1739 и имам Муслим, 1679).
Также от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: مِنْ أَرْبَى الرِّبَا اِسْتِطَالَةُ المَرْءِ فِي عِرْضِ أَخِيهِ «Из самых скверных видов ростовщичества является произвол и бесчинство человека по отношению к чести своего брата (мусульманина)». (Хадис приводит Абу Дауд, 4876. Шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) назвал его «сахих ли гъайрихи» - то есть: достоверным по причине других версий, подкрепляющих его, см.: «Сахих ат-таргъиб», 2832).
И достоверных хадисов от Посланника Аллаха ﷺ относительно запрета сплетен и порицания этого деяния, предостережения от него, очень много...."
__________________________ (1) - «Подобно запрету этого вашего дня» - то есть Дня Жертвоприношения, «в этот месяц» - то есть, в запретный месяц зуль-Хиджа, «и в этом городе» - то есть в Заповедной Мекке.