________________
Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения, менструаций и послеродового кровотечения во время поста и молитвы
Содержание
- Как определяют совершеннолетие мальчиков и девочек для несения обязанности, которые были возложены на них Всевышним Аллахом?
- Каково положение намаза и поста относительно той женщины, которая находится в состоянии менструации или послеродового кровотечения?
- Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время Рамадана?
- Что такое нифас?
- Если продолжается течь нифас после сорока дней, то совершает ли мусульманка намаз и постится ли она?
- Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, а также дозволено ли жене совершать намаз и поститься?
- Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?
- Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?
- Каково положение постящегося мусульманина, который в месяц Рамадан вступил со своей женой в половую близость, тогда как она была в состоянии менструации?
- Тот, кому было обязательно поститься два месяца подряд по причине совокупления с женой в дневное время Рамадана, прервал последовательность поста по шариатскому оправданию, этим самым прерывается ли его поочередность?
- Отпадает ли искупление за половое сношение в дневное время Рамадана от бедного или же остается это на его долгу?
- Действителен ли пост той мусульманки, которая после очищения от менструаций заметила желтизну?
- Каково положение постящейся женщины, если она увидела незначительное количество крови во время поста?
- Нарушается ли пост с ощущением того, что приближается менструация?
- Каково положение женщины, которая очистилась от месячных перед наступлением утренней зари, постится ли она в этот день?
- Что является обязательным в совершении полного омовения (гъуслья)?
- Достаточно ли совершение полного омовения (гъусля) от осквернения, не совершая малого омовения?
- Дозволенно ли употребление таблетки, препятствующей началу месячных, дабы не возмещать пропущенные дни поста?
- Какое положение той, которая не знала о том, что нужно возместить те дни поста, в которые она пребывала в состоянии месячных?
- Какие нормы обязана придерживаться мусульманка в благословенный месяц Рамадан?
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Как определяют совершеннолетие мальчиков и девочек для несения обязанности, которые были возложены на них Всевышним Аллахом?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Претворяют в жизнь обязанность с достижением совершеннолетия и разумности. Если мусульманин достиг совершеннолетия, тогда как он является благоразумным, то на него возлагаются шариатские постановления, которые он, по мере своей возможности, воплощает. Независимо от того, мальчик это или девочка. Признак совершеннолетия у девочек определяется приходом менструации (хайда), а также когда выясняется их зачатие беременности, даже если эти признаки проявились у них до того, как им исполнилась пятнадцать лет. А также признак совершеннолетия определяется тем, когда выходит семяизвержение по причине возбуждения у мальчиков, и когда выходит жидкость у девочек из-за возбуждения. В независимости от того, произошло это наяву или во сне, даже если это проявилось до пятнадцати лет. Также из признаков совершеннолетия – достижение человека пятнадцати лет, будь это мальчик или девочка. А также из признаков его – появление волос на лобке.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\146).
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Некоторые юноши и девушки впадают в невежество, так как они полагают, что возраст, с которого надо начинать воплощать обязанности Аллаха, является 16 - лет. Хотя может быть так, что они достигают совершеннолетия до этого возраста, но они не соблюдают пост в месяц Рамадан. Что им теперь делать? Восполняют ли пропущенные посты прошедших лет? Шейх ответил следующим образом: «Да, то, о чем упомянул спрашивающий, часто случается, особенно с девочками, когда к ним приходит менструация (хайд) в раннем возрасте. Совершеннолетие не определяется только возрастом, а достигается по причине некоторых положений помимо возраста. А это: появление волос на лобке, выход семяизвержения (аль-мани) и достижение пятнадцати лет. А к девушкам добавляется еще четвертое положение, а это приход менструации. Поэтому, если человек достигает совершеннолетия, то для него обязательным является возместить пост, который он оставил после достижения совершеннолетия. Большинство людей в течение этого периода совершают намаз, не оставляют его, однако оставляют пост. Когда девушка достигает совершеннолетия по причине прихода менструации, тогда как она еще молода, то она стыдится сообщить об этом своей семье. И в итоге ты находишь ее иногда не постящейся, а иногда постящейся даже во время менструации. Поэтому для нее является обязательным возмещение постов в этих двух упомянутых случаях. Если она не постилась, то она должна возместить целый месяц пропущенных постов. А если она постилась, даже в дни менструации, то является для нее обязательным возместить те дни, в которые она была в состоянии менструации» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\90).
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросила некая девушка: «Поистине, я в возрасте двенадцати лет достигла совершеннолетия, когда до наступления Рамадана оставался месяц. Я же начала соблюдать пост в четырнадцать лет, лежит ли на мне обязанность поста за те предыдущие годы или нет?».
Совет Ученых ответил: «Для тебя является обязательным возместить все пропущенные дни, в которые ты не держала пост в месяц Рамадан, тогда как ты достигла совершеннолетия, независимо от того, будешь ли ты возмещать подряд или раздельно. И тебе следует принести покаяние Аллаху за совершение тобою греха несоблюдения поста в месяц Рамадан, без каких-либо шариатских оправданий. Быть может, Аллах примет твое покаяние и простит твое небрежное отношение, которое изошло от тебя. Ведь Пречистый, Всевышний Аллах говорит: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» (ан-Нур,31).
Всевышний также говорит: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал совершать праведные деяния, потом последовал прямым путем» (Та hа,82)» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\340).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также спросила молодая девушка: «Несколько лет назад, когда мне исполнилось двенадцать лет, ко мне пришли месячные, и первые месячные наступили в месяц Рамадан. И известно, что подобный возраст является малым, и когда я очистилась от месячных, то моя мать запретила мне держать пост, под предлогом, что возраст является малым, и таким образом прошел месяц Рамадан, а я так и не постилась в нем. Учитывая то, что после этого прошло несколько лет, является ли для меня обязательным поститься (возместить) тот (прошедший) месяц Рамадан, и какое искупление за это?».
Совет Ученых ответил следующим образом: «Является обязательным для этой девушки возместить те дни, в которые она не постилась после того, как к ней наступили месячные в месяц Рамадан, поскольку тогда она достигла совершеннолетия с наступлением месячных. Также для нее является обязательным принести искупление по причине того, что она задержалась со своим возмещением вплоть до наступления следующего Рамадана [1]. А искупительное действие является то, что она кормит за каждый (пропущенный) день одного бедняка половиной саъа [2] из пшеницы, или риса или прочих продуктов питания ее местности.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\367).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также спросил некий мужчина: «У меня была дочь, которая была слаба здоровьем. Когда настал месяц Рамадан, то ее мать запретила ей соблюдать пост в течение двух лет. Затем впоследствии дочь скончалась, и на ней остался долг двух месячных постов. И я хочу узнать, лежит ли грех этого на ее матери, поскольку она стала причиной этому? И является ли для нее обязательным возместить пропущенные дни поста за свою дочь? Разъясните нам это, да воздаст вам Аллах благом».
Ответ: «Если эта дочь не была в состоянии поститься из-за ее слабости, положение которой подобно больному, то ее мать не совершила греха, запретив ей соблюдать пост, если она (дочь) находилась в подобном состоянии вплоть до самой своей смерти. И не является в таком случае обязательным возмещение поста за нее. Но если дочь была в состоянии поститься вместе с ее слабостью, без обременительной ноши, то мать в таком случае совершила грех, когда запрещала ей поститься в рамадане. И было узаконено возмещение поста за нее, и лучше, чтобы ее мать взяла на себя возмещение поста из-за того, что она стала причиной этому.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия![3]» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\376).
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил в "Арба’ин ан-Науауи": «Если спрашивающий спросит: "Мужчине, который плохо помолился, Пророк (ﷺ) не велел прочесть заново все прошлые намазы, несмотря на то, что он сказал, что он не может лучше прочесть, кроме того что он может. Какой ответ на это, вместе с тем, что вы говорите: "Поистине, если человек не совершил что-то из обязанностей по невежеству, то он заслуживает оправдания тем, что от него отпадает грех. Однако необходимо ему совершить то, что упустил из обязанностей?!
Мы, отвечая на это, говорим: "В этом вопросе среди ученых существует разногласие: Отпадает ли абсолютно обязанность по невежеству, или отпадает по невежеству, если он не пренебрегал. Если же он пренебрегал, то он не оправдывается?
Внешне указывает на то, что обязанности отпадают по невежеству тогда, когда невозможно их исправить в свое время, которое было установлено для них. Усиливает это (мнение) хадис, который мы упомянули выше, когда Пророк (ﷺ) не повелел мужчине возместить прошедшие намазы. Однако велел ему возместить нынешний намаз, ибо его возможно исправить. Потому что он сейчас является тем, с кого нужно требовать это, так как есть время, чтобы исправить его.
Из этого разветвляется следующий важный вопрос: Многие из невежд не ведают о том, что девушка, к которой преждевременно пришла менструация, обязывается соблюдением поста (сыяма). Они же полагают, что девушка не обязывается соблюдением поста, кроме как если ей исполнится пятнадцать лет. Например: Менструация пришла к ней в возрасте одиннадцати лет, и она 4 года не соблюдала пост. Теперь, разве мы обязываем ее возмещением поста?!
Ответ: Мы не обязываем ее, поскольку она не знала, и она не пренебрегала этим, ибо не был при ней тот, кого она спросила бы, и еще в добавок ее семья говорит ей: "Ты являешься еще маленькой, и нет на тебе ничего". И точно также и не обязываем, если она не совершала и молитву.
Подобных людей мы оправдываем, поскольку все обязанности не обязываются, кроме как со знанием, исходя из слов Всевышнего Аллаха: "Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника" (аль-Исра,15). Да, если человек пренебрегал, то мы его обязываем. Например: Некий простолюдин говорит мужчине: "О такой-то, для тебя является обязательным то и то. Он же ему отвечает: "Оно не является обязательным". Тот говорит ему: "Тогда спроси ученых!" На что он отвечает: "Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известным. А ведь они станут вам известным, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный" (аль-Маида, 101). О таком поступке человека мы говорим: "Поистине, он является пренебрегающим, и поэтому мы его обязываем этим".
А если эта обязанность, которую он оставил по невежеству, касается права другого человека, например вопрос закята, подобно мужчине, который на протяжении нескольких лет не выплачивал закят, и имущество, которое при нем, уже достигло закята и срока, который обязывает его выплатить закят, однако сам же он не знает, что должен выплатить из своего имущества закят, то в таком случае мы его обязываем выплачиванием закята за прошедшее время. Так как у закята нет установленного времени, которое проходит по истечению его. Даже если он преднамеренно не выплачивал закят пять лет, то обязывают его выплачиванием закята.
В таком случае мы обязываем его выплачиванием закята, даже если он не знал, так как здесь касается прав человека, которому принадлежит этот закят. Однако мы его не обвиняем в грехе, поскольку он не знал.
Важно, что этот хадис подкрепляется Кораном, как мы узнали выше (т.е. хадис в "арбаин ан-Науауия", который по счету идет 39). Необходимо человеку рассмотреть случаи, в которые произошли забывчивость, невежество или принуждение, решительным рассмотрением и милосердным.
Решительное рассмотрение: Это когда он обязывает человека, если он знает, что тот пренебрегал.
А рассмотрение, в котором проявляется милость: Это когда он знает, что тот не пренебрегал. Однако он является невеждой, который не знает ничего.
Наш шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Са'ди (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно спорных вопросов: "Если человек совершил и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним сурово. Напротив, рассмотри это с легкой стороны и поступи с ним согласно с этим, поскольку это дело уже завершилось. Однако запрети ему, чтобы он не совершал этого впредь» (См.: «Арба’ин ан-Науауи» стр. 302-303).
Каково положение намаза и поста относительно той женщины, которая находится в состоянии менструации или послеродового кровотечения?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если же к женщине приходит менструация, то она воздерживается от намаза и поста. А когда очищается от месячных, то она возмещает пропущенные дни поста рамадана, в которых она по причине ее менструаци не держала пост. Однако она не возмещает намазы, которые она оставила во время менструации. Так как было передано имамом аль-Бухари и другими относительно разъяснения Пророка (ﷺ) о недостатках женщин в религии, когда он сказал: «А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» (аль-Бухари, 304 и Муслим 250).
Также передали имам аль-Бухари, Муслим и другие от Му’азата, которая спросила Айшу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы? Айша сказала: «Разве ты харуритка (это одна из сект хариджитов)? Она ответила: «Нет, я не из числа харуритов, однако просто спрашиваю (о положении этого вопроса)» Айша ответила: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) во время месячных нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари 321 и Муслим 787).
Это из милости Аллаха и Его доброты по отношению к ним, поскольку молитвы (намазы) повторяются ежесуточно пять раз, а менструация в основном приходит каждый месяц. Аллах снял с женщин, у которых бывают месячные, обязанности молитвы и возмещения их, ибо в возмещении их имеется великая тяжесть. А что касается поста, то по причине того, что он повторяется лишь один раз в год, Аллах снял с женщин пост, когда они в состоянии менструации, проявляя к ним Свою милость, и повелел им лишь возместить пропущенные дни поста после этого для того, чтобы воплотить в этом шариатскую пользу.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 5\393).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также сказал: «Женщина не совершает намаз и не постится, когда она в состоянии менструации или послеродового кровотечения (нифаса). Если прекратится у нее менструация или послеродовое кровотечение, то она совершает полное омовение, даже если она очистится в дневное время от месячных или послеродовых кровотечений. И совершив малое омовение для намаза, она начинает совершать намаз, который она застала, и поститься. А что касается миновавших дней, в которых она было в состоянии менструации или послеродового кровотечения, то она возмещает пропущенные дни поста, но не возмещает пропущенные дни молитвы.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.:"Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 5\425).
Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время Рамадана?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если женщина очистилась от менструации или послеродового кровотечения (нифаса) в дневное время рамадана, то не является обязательным для нее воздержание. Ей положено есть и пить, поскольку ее воздержание никакой ей пользы не принесет, так как для нее является обязательным возмещение этого дня. И этот мазхаб является имама Малика, имама аш-Шафи’ и одним из двух передач от имама Ахмада. Было передано от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Тот, кто принимает пищу в начале дневного времени, пусть кушает и в конце его[4]» То есть тому, кому было позволено разговляться в начале дневного времени, позволено и разговляться в конце его» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\99).
Что такое нифас?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нифас – это кровь, которая выходит при рождении или же за два или три дня до рождения с его признаком, а это родовые схватки. А что касается вод, которые отходят, то это не является нифасом, так же, как и то, что вышло до рождения без схваток, не считается нифасом. Ибо кровь, которая вышла до рождения, не считается нифасом, за исключением того, если она вышла за два или три дня до рождения с родовыми схватками. Что касается вод, которые отходят до рождения, даже если со схватками, то это не является нифасом» (См.: «Шарх Булугуль-Маром»1\409).
Так вот, если кровь выходит со схватками при рождении или за два или три дня до рождения, то это нифас. А если выходит кровь до рождения без схваток, то это не считается нифасом, так же, как и если воды отошли до рождения не является нифасом, если только они не отошли с кровью. А Аллаху ведомо лучше!
Если продолжается течь нифас после сорока дней, то совершает ли мусульманка намаз и постится ли она?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если у женщины течет кровь больше сорока дней, не изменяясь (в цвете и запахе), и она совпала с месячными, которые ранее обычно приходили, то женщина выжидает. Но если не совпала с месячными, как обычно она прежде приходила, то здесь ученые разошлись во мнениях:
Некоторые сказали, что она совершает полное омовение, молится и постится, даже если течет кровь, поскольку это кровь будет подобна истихаде (кровь, которая течет по причине болезни).
Другие же сказали, что она выжидает, пока не завершится шестьдесят дней, так как существуют женщины, у которых течет нифас шестьдесят дней. Такое действительно бывает, что у некоторых женщин обычно нифас течет шестьдесят дней.
На основании этого: Она выжидает до тех пор, пока не завершится шестьдесят дней. После этого она возвращает ее (кровь) к месячным, как обычно она приходила к ней прежде. Затем она выжидает те дни, которые она ранее обычно выжидала во время месячных. Потом совершает полное омовение и молится, поскольку это будет считаться истихадой» (См.: «Маджму' фатауа уа расаил» шейх ибн Усаймин 4/ 289).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые сказали, что максимальный срок нифаса – 40-дней, опиряясь на хадис Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая говорила: «При жизни Пророка (ﷺ) женщины выжидали период нифаса – сорок дней». Этот хадис некоторые посчитали слабым, а некоторые хорошим. Этот хадис подкрепляют другие версии хадиса, посредством которых он восходит до уровня хорошего хадиса. Вероятно, что этот хадис подразумевает в себе то, что это максимальный срок нифаса, а возможно в этом хадисе имеется в виду то, что это такой срок, который в основном бывает у женщин. Поэтому если завершится сорок дней, то для женщины является обязательным совершить полное омовение, совершать намазы и поститься.
А другие же ученые сказали, что его максимальный срок – 60 дней, объясняя это тем, что 60 дней бывает у многих женщин. А что касается хадиса Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах), то он указывает на чаще всего происходящее, поскольку существуют женщины, у которых продолжает течь кровь после сорока дней, как обычно, не изменяясь в запахе и цвете» (См.: «Шарх Мумтиъ» 1\307).
Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, а также дозволено ли жене совершать намаз и поститься?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников и от всякого зла и бедствия!
А затем: Если после рождения у женщины не вышла кровь, то для нее является обязательным совершить полное омовение, начать намаз и поститься. А мужу дозволено вступать с ней в половую близость после того, как она совершит полное омовение. Ибо в основном во время рождения выходит кровь вместе с новорожденным или же после его рождения, даже если это незначительное количество.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 5\420).
Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если женщина очистилась раньше сорока дней, то для нее является обязательным совершить полное омовение, начать намаз и поститься в месяц Рамадан. А также дозволено ее мужу иметь с ней половое сношение по единогласному мнению ученых, так как нет минимального срока для нифаса» (См.: «Китабу ад-Да’уа» 2\75).
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, спросили о женщине, которая очистилась от нифаса в течение недели, затем она начала соблюдать пост вместе с мусульманами в месяц Рамадан, после чего к ней вновь явилась кровь, прерывает ли она в таком случае пост? А также восполняет ли она те дни, в которые она постилась и разговлялась? Шейх ответил следующим образом: «Нет сомнения в том, что женщина, у которой нифас, не постится, если она видит кровь в течение сорока дней. Если же останавливается кровь раньше сорока дней, то она совершает полное омовение и постится. А если к ней снова приходит кровь до завершения сорока дней, то она оставляет пост со дня прибытия крови, пока не завершится сорок дней. Что касается того поста, который она соблюдала, когда остановилась кровь, то этот пост является действительным, поскольку она постилась в состоянии чистоты. И это является более правильным мнением среди двух мнений ученых по этому вопросу. А Аллаху ведомо лучше» (См.: «аль-Мунтакъа» 3\204).
Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен относительно того, что в один из светлых дней Рамадана у женщины произошел выкидыш, однако она довела до конца свой пост этого дня, в котором произошел выкидыш плода, какое положение поста этого дня? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если в зародыше, который выпал, сформировалось человеческое телосложение, как руки, ноги и прочее, то она выжидает период нифаса, пока она не очистится или же пока не завершится сорок дней. После чего она совершает полное омовение, начинает совершать намаз и возмещает пропущенный день поста, в котором произошел выкидыш, и другие дни обязательных постов, которые были возложены на нее. И нет на ней кормление бедняков, если она возместила пропущенные дни поста до наступления следующего Рамадана. Если же она очистится от нифаса до окончания сорока дней, то она совершает полное омовение, начинает молиться и поститься, так как ушло препятствие совершению этого.
А если не сформировалось ничего из человеческого телосложения, то ее пост является действительным. И эта кровь считается кровью истихадой (болезненным кровотечением). Она совершает намаз и постится, несмотря на то, что течение крови продолжается, и совершает малое омовение для каждого намаза, пока не наступит период времени, в котором обычно к ней приходят месячные [5].
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\223).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В третьей стадии развития плод в утробе матери превращается в кусочек мяса, похожий на нечто разжеванное, и этот кусочек мяса может быть сформировавшимся, а иногда он остается несформировавшимся, исходя из аятов Корана, о чем сказал Всевышний Аллах: «потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» (аль-Хадж,5).
Однако какие же вопросы вытекают из того, когда кусочек мясо сформировался или не сформировался?
Ответ: Отсюда вытекают следующие вопросы:
А – Если этот кусочек мяса выпадет несформировавшимся, то эта кровь не будет считаться кровью, которая выходит после родов, а будет она считаться кровью, которая выходит по причине болезни (даму фасад).
Б – Если этот кусочек выпадет прежде формирования человеческого телосложения в то время, когда женщина выжидала свою ‘идду [6], то этим самым ее ‘идда не завершается, поскольку, чтобы завершилась ‘идда, должно сформироваться зачатие. Для установления нифаса необходимо, чтобы было зачатие сформировавшимся, ибо до сформирования (человеческого телосложения), возможно, это будет кусочком мяса и все, а не человеком. Поэтому мы не устанавливаем эти постановления, кроме как с убеждением, что стало очевидным в нем человеческое творение» (См.: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.73).
_____________________________________
[1] - Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение состоит в том, что откладывание возмещения до наступления следующего рамадана не обязывает принести искупительное действие, так как на это нет довода, который указывал бы на это» (См.: «Маджмуъ Фатауа уа Расаил» 19\394).
[2] - Прим. переводчика: Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Саъ Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).
[3] - Прим. переводчика: Свят Аллах, в этом заключается для разумных людей назидание, ибо мы не задержимся в этом мире надолго, тем более не останемся здесь навечно. Смерть может явиться к нам в любой момент. Всемогущий, Великий Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть…» (аль-Анбия, 35).
Всевышний Господь также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы не были, даже если вы будете в возведенных башнях» (ан-Ниса, 78).
Всевышний Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам» (аль-‘Анкабут, 57).
Но, к огромному сожалению, среди мусульман есть те, кто задерживается с повиновением Аллаху, оправдываясь различными оправданиями, что нет у них времени, или еще они молоды, и наступит время для повиновения Аллаху, когда мы состаримся или прочие из порочных оправданий, которые заставляют их забыть о том, что они, быть может, не достигнут этих лет. Ибо смерть не различает между стариком и юнцом, знатным вельможей и простолюдином, сильным и слабым, светлым и темным, имущим и неимущим, благовидным и невзрачным! Смерть, которая не задерживается и не приходит раньше предопределенного Всевышним срока, однако повинуется своему Господу, в Руках Которого вся Власть! Всевышний Аллах сказал: «Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали это (то непременно поспешили бы к вере и повиновению!)» (сура «Нух», 4-аят).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, ближняя жизнь заканчивается, а Последняя жизнь приближается, и у каждой из них есть свои сыны. Будьте же сынами Последней жизни и не становитесь сынами жизни ближней, потому что сегодня есть деяния, но нет воздаяния, а завтра будет воздаяние, но не будет деяний» (См.: Ибн Раджаб «Джами аль-Улюм ва-ль-Хикам» стр.420. Хадис № 40).
Свят Аллах, великие слова, которые заставляют задуматься, кроме тех, чьи сердца ожесточились по причине грехов, что даже сердца их не чувствуют страха при упоминании Аллаха и о Судном Дне!
[4] - Прим. переводчика: Это было передано имамом аль-Байхакъи в «аль-Кубра» 4\216 с достоверной цепочкой передачи от Яхйа ибн аль-Джазар, который передал со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах).
[5] - Прим. переводчика: Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Фатима бинт Абу Хубейш пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «О Посланник Аллаха, течение крови продолжается у меня (истихада), от которого я не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет, поскольку это уже венозная кровь (т.е кровь, которая истекает по причине лопания вены в нижней части матки), а не менструация. Прекращай совершать намаз с наступлением твоего обычного периода месячных, а когда этот период закончится, то смой кровь», в другой версии было сказано: «соверши полное омовение (от месячных, смывая следы крови), а затем начинай совершать намаз» (аль-Бухари 228 и Муслим 333).
В версии аль-Бухари также говорится: «…и совершай малое омовение для каждого намаза».
[6] - Прим. переводчика: ‘Идда – установленный срок, по окончанию которого разведенные женщины имеют право выходить замуж за другого. Женщин, у которых регулярно приходят менструации (хайда), установленный для развода срок равен трем менструациям, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (аль-Бакъара, 228).
Если у женщины прекратились месячные, то установленный для развода срок равен трем месяцам. Прекратиться менструальные кровотечения могут из-за пожилого возраста женщины или по иной причине.
Установленный срок для девушек, недостигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца, о чем сказал Всевышний: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талакъ,4).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют права выходить замуж после рождения новорожденного. Как сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (ат-Талакъ,4).