Сообщение abu Zarr » 20 мар 2021, 09:42
____________________
• И мы призываем к этой второй основе: призываем к следованию, и предостерегаем от введения новшеств (в религии).
Не будет правильным одно без другого. И тот, кто призывает людей к следованию, однако не предостерегает от введения новшеств (нововведений), причиняет вред, делает упущение, поступает несправедливо.
Пророк ﷺ разъяснил это в хадисе, который передал ‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах), в котором Он ﷺ сказал:
مَنْ يعشْ مِنكمْ بعدِي فسيَرَىاختلافًا كثيرًا فعليكُمْ بسنَّتِي وسنةِ الخلفاءِ الراشدينَ المهديينَ مِنْ بَعْدي وعضُّوا عليها بالنواجذِ
«Поистине, тот из вас, кто проживет долго (после моей смерти), увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это «коренными зубами…» - и он не ограничился упоминанием лишь следования, однако добавил к этому (сопроводил это) предостережением от введения (в религию) новшеств, сказав ﷺ:
وإيَّاكُمْ ومحدثاتِ الأمورِ فإنَّ كلَّ مُحْدَثَةٍ بدعةٌ، وكلّ بدعةٍ ضلالةٌ
«…и избегайте новшеств, ибо каждое новшество есть нововведение (в религии) , а каждое нововведение есть заблуждение!»(1)
Поэтому является необходимым как призыв к следованию, так и предостережение от новшеств.
Когда происходит призыв к следованию, обязательно должно быть предостережение от введения (в религию) новшеств, и обязательно должно быть предостережение от нововведений и сторонников этих нововведений.
Пророк ﷺ поведал нам о том, что нововведенец (сектант - мубтади’а) - не принимаются у него благие дела, как сообщается об этом в хадисе про хариджитов(2), в котором, после того, как он (ﷺ) упомянул их чтение Корана, их многие поклонение, сказал ﷺ:
يمرُقون من الدِّينِ كما يمرقُ السَّهمُ من الرَّميَّةِ
«Они вылетают из религии, подобно тому, как вылетает стрела из лука»(3).
То же самое, встречается в словах Ибну ‘Умара (да будет доволен им Аллах), как передаётся это в хадисе у имама Муслима, который, упоминая положение къадаритов(4)[/sup], сказал:
وأعلِمْهُمْ أَنَّه لو أنفق الواحد منهم مثل أحدٍ ذهبًا، ما تُقبِّل منه حتى يؤمن بالقدر
«Поведай же им, ведь даже если кто-нибудь из них потратит (во имя Аллаха) золото размером с гору Ухуд, не будет это принято от него, пока он не уверует в предопределение».
И отвергнуто это благое дело по причине их новшества в религии Аллаха Всевышнего. Он (Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах) сказал:
والذي يحلف به عبدالله بن عمر! لو أن لأحدهم مثل أحد ذهبا فأنفقه ، ما قبل الله منه حتى يؤمن بالقدر
«Клянусь тем, Кем клянётся ‘АбдулЛах ибн ‘Умар, даже если у кого-нибудь из них будет золото размером с гору Ухуд, и он потратит всё это (во имя Аллаха), то не будет это принято Им от него, пока он не уверует в предопределение»(5)[/b].
Нововведенец (сектант) не принимается от него благое деяние, как разъяснил это Посланник Аллаха ﷺ, и как на это указал Ибн ‘Умар в хадисе про къадаритов.
Нет для нововведенца покаяния. В хадисе, который приводится в сборнике «аль-Аусат» имама ат-Табарани, достоверность которого подтвердил аль-Альбани в «ас-Сильсиляту ас-Сахиха», от Анаса (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ اللَّهَ حجبَ التَّوبةَ عن كلِّ صاحبِ بدعةٍ
«Поистине, Аллах скрыл покаяние от каждого приверженца нововведений»(6).
Мы призываем людей к тому, чтобы они уединяли Аллаха – Господа миров (в поклонении) и предостерегаем их от того, чтобы они придавали Аллаху сотоварищей.
Мы призываем к следованию Посланнику Аллаха ﷺ и предостерегаем от нововведений и нововведенцев, мы предостерегаем от введения новшеств в религии. И мы не ограничиваемся утверждением, оставляя отрицание, мы не говорим об одном без другого, напротив, мы призываем и предостерегаем одновременно.
Утверждение и отрицание – это религия посланников, и это то, на что указывает благое свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха», так как в нём и отрицание и утверждение.
_______________________
(1) - Хадис приводят Абу Дауд (4609), Ибн Маджа (42), ат-Тирмизи (2676), имам Ахмад (17144, 17145) и другие. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (2549).
(2) - Хариджиты – одна из первых сект в Исламе, им принадлежит первое религиозное новшество. Шейхуль-Ислам ибн Тэймия и хафиз Ибн Касир говорили: «Поистине, первое нововведение и раскол в Исламской общине произошли из-за смуты хариджитов!» (См.: «Маджму’ аль-фатауа» и «Тафсир Ибн Касир», 12/468). О появление хариджитов, этих преступников, предупреждал сам Посланник Аллаха ﷺ, которое произошло во время правления ‘Али (да будет доволен им Аллах), 37 г.х. Они обвиняли правителя правоверных в том, что он якобы не судит на основании того, что ниспослал Аллах. И это стало причиной их восстания против него и обвинения мусульман в неверия без права на это!
Основные заблуждения хариджитов:
1 – Они считают совершившего (или совершающего) большой грех неверным, который навечно будет гореть в Аду.
2 – Они считают ‘Усмана и ‘Али (да будет доволен ими Аллах), а также тех, кто признаёт их правление, соглашается с этим, неверными.
3 – Они считают обязательным восстание против грешного правителя из числа мусульман, идя в противоречие достоверным хадисам, которые побуждают слушаться и повиноваться правителю мусульман, во всём кроме греха, даже если он совершает грех и поступает несправедливо.
4 – Они считают, что халифа не обязательно должен быть из рода Курэйш, или из арабов. Они полагают, что халифа мусульман может избираться советом, кем бы он ни был по происхождению.
5 – Они убеждены в дозволенности восстания против общины мусульман, и в обвинении их в неверии. Также они дозволяют имущество мусульман и их жизни, после того, как обвинят их в неверии.
6 – Они не принимают Сунну и не поступают в соответствии с ней, если она противоречит их устоям. Они отвергают хадисы «ахад», если в них есть добавка к тому, что ниспослано в Коране, как например, хадисы про наказание за прелюбодеяние и т.п. (См.: «Дирасат аль-бид’а уа аль-мубтади’ин» шейха Расляна 125-126).
(3) - Хадис от Абу Са’ида аль-Хъудри приводят имамы аль-Бухари (3344, 5058, 6931, 7432) и Муслим (1064).
(4) - Къадариты – заблудшая секта, о которой предупреждал ещё сам Посланник Аллаха ﷺ, сказав: «Къадариты – огнепоклонники (маджусы) этой общины! Если они заболеют, то не навещайте их, а если умрут, то не присутствуйте на их погребальной молитве (джаназа)» (Хадис приводит Абу Дауд, 4691. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани). Посланник Аллаха ﷺ назвал их огнепоклонниками, так как их убеждения совпадают с убеждениями огнепоклонников (маджусов), которые говорили, что есть два божества: свет и тьма. Свет, по их мнению, был создателем благих дел, а тьма – плохих. То же самое говорят и къадариты, приписывая Всевышнему сотворения благих дел, а людям – плохих.
Мы же знаем, исходя из истинных убеждений сторонников Сунны, что Всевышний является Творцом всего сущего, и что ничего не ускользает из под Его знания. Он предопределил как зло так и добро согласно Своему совершенному, божественному знанию и мудрости. Однако это не значит, что Всевышний предопределил зло из-за зла, то есть абсолютное зло. Нет, зло в понимание предопределения – это предопределённое зло, которые исходит от совершающего его. То есть, в том, что Всевышний предопределил кому-то совершить зло, само по себе злом не является, наоборот – в этом благо, даже если тому, кому оно предопределено как-то пострадает, или понесёт убыток, или получит вред. Так как предопределение – это абсолютное благо, но если его рассматривать в отношение того, кого оно касается, то может быть как добром, так и злом. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «А зло не исходит от Тебя» (хадис приводит имам Муслим, 771).
Как, например, в словах Всевышнего Аллаха:
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا
«Беда появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили» (сура «ар-Рум», 41).
В этом аяте Всевышний указал на то, что есть зло, также его причина и есть результат.
«Беда» – это зло, причина её – это то «что совершают людские руки» из грехов и ослушаний, а результат этого:
لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (сура «ар-Рум», 41).
Беды и несчастья, совершение плохого происходит в этом мире согласно великой мудрости Творца. Само же предопределение этого является благом, так как по причине этих трудностей приписывается благой итог, покаяние и возвращение к Аллаху.
То же самое касается неверия и нечестия. Неверие – это зло, и это то, что предопределил Всевышний Аллах. Однако это предопределено согласно великой мудрости, и если бы этого не было, то не нужны были бы законы религий, приказы и запреты. Если бы не было неверия и нечестия, ослушания и грехов, не было бы покаяния и возвращения, стремление к благому и совершение добра, тогда не было бы смысла в сотворении людей и джинов!
И нужно помнить, что вера в предопределение добра и зла, не указывает на то, что Господь доволен всем этим или, что любит это! Более того, предопределённое Аллахом делится на предопределённое в бытие и на предопределённое в шариате (религии).
Предопределённое в бытие – это, если Аллах предопределит тебе какое-то зло (что-то неприятное), то это непременно произойдёт, желаешь ты этого или нет.
Предопределённое в шариате (религии) – это то, что либо совершает человек, либо нет. Как сказано в аяте:
وَقُلِ الْحَقُّ مِنْ رَبِّكُمْ ۖ فَمَنْ شَاءَ فَلْيُؤْمِنْ وَمَنْ شَاءَ فَلْيَكْفُرْ
«Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура «аль-Кяхф», 29). То есть Всевышний дал человеку выбор, если он пожелает, то уверует, если нет, то нет. Однако случится его выбор только после того, как пожелает Всевышний этому случиться. Вместе с этим Он доволен, когда человек выбирает веру, религию, прямой путь и не доволен, когда выбирает ослушание, неверие и зло. Поэтому Великий и Всемогущий Аллах призывает нас совершать благие дела и сторониться дурного, призывая к добру и порицая грехи, говоря:
وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (сура «Али ‘Имран», 104).
Къадариты заявляет о том, что предопределения не существует, и что Всевышний узнаёт о том, что делают Его рабы, только после того, как они сделают это. Они утверждают, что рабы Аллаха обладают силой и желанием, которые не подвластны силе Аллаха и не связаны с Его желанием! Поэтому, как сказали учёные, къадариты намного хуже огнепоклонников, потому, как огнепоклонники поклонялись двум божествам: богу света и богу тьмы, а къадариты, своим заблуждением, хотят они этого или нет, заявляют что каждое разумное творение Аллаха – это божество. По их мнению любой человек может делать что пожелает, и Всевышний не в силах узнать о планах Своих творений и не в силах им помешать! По их мнению, получается каждый сам себе божество и любой вправе соперничать в желании с Всемогущим Творцом.
Это явная ложь и заблуждение! Всевышний говорит:
وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ
«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (сура «аль-Инсан», 30).
Также в достоверном хадисе говорится, что Всевышний Аллах записал за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли всё, что будет происходить с Его творениям до Судного Дня.
Всевышний Аллах знал, записал, пожелал и то, что Он пожелал, происходит. Вместе с этим, Великий и Всемогущий Аллаха дал Своим рабам выбор и желание, и они ответственны за свой выбор и свои дела. Он никого не заставляет, однако Он знает то, что выберет Его раб и как он поступит. Его знание – знание совершенное, знание божественное, в Его делах великая мудрость и в Его предопределение огромная милость (см.: «Шарх усуль ас-Сунна» шейха Расляна, 1/334-335 и «Дирасат аль-бид’а уа аль-мубтади’ин», 136-139).
(5) - Хадис приводит имам Муслим (8).
(6) - Хадис приводит ат-Табараний в «аль-Аусат» (4202), аль-Бэйхакъый в «аш-Шу’аб» (9011). Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» (1620).